Основные принципы
обучения
Семейное
поселение
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА
ИМ. СВ. ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО






Х МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
СЕКЦИЯ: ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Основные принципы обучения в
церковно-приходской (воскресной) школе
Доклад директора ЦПШ им. св. Иннокентия Московского Ю.Т. Антипенко


       Достаточно быстро и с наименьшими потерями выйти из сложной ситуации возможно только тогда, когда верно знаешь ответ.
              Проанализировав опыт работы многих церковно-приходских воскресных школ и опыт нашей школы, на основе методических церковно-педагогических материалов, мы выделили следующие основные принципы обучения детей и взрослых в приходской школе.

Детские группы

       I. Принцип образования групп по возрасту учащихся
       В ЦПШ приходят дети разных возрастов. Обычно их объединяют в группы дошкольников (3-4 года, 5-6 лет); младших школьников (7-10 лет); старших школьников (10-12 лет, 12-17 лет).
       Для разновозрастных учебных групп подбирают разные по сложности программы. Данные возрастной церковной педагогики, законы телесного, душевного, духовного роста ребенка, особенности освоения ребенком мира в разные периоды детства диктуют постоянный интенсивный поиск в выборе программ и форм обучения для детей разных возрастных групп.
       Когда встречаешься с ребенком несколько часов в неделю, то приходится искать самое главное, самое существенное в становлении его души, чтобы именно в этом помочь.
       Например, в дошкольном возрасте ребенок неотделим от своей семьи, поэтому обосновательно вести занятия по Закону Божьему в семейной форме вместе с родителями.
       Учитель, ставший для ребенка более авторитетным, чем родители, может своим примером и педагогическими действиями помочь учащемуся услышать в себе или начать возделывать такие добродетели как чуткость, слышание другого, уважение индивидуальности другого, забота, почитание старшего, учителя. Человеческие отношения, которые складываются между учителем и учениками, на многие годы уже взрослой жизни определяют характер отношений к любому человеку с большим опытом, с жизненной мудростью.
       В нашей школе для младших школьников есть общие занятия и раздельные: для мальчиков - с воспитателем- мужчиной, для девочек - с женщиной, во все занятия внесены укладные моменты, помогающие наладить богоугодные отношения со старшим и сверстником, организуются дела милосердия, содержание программ Азбука христианина (-ки) ориентировано на работу над созиданием для себя образа для подражания.
       Для детей старшего школьного возраста самым существенным в их становлении является открытость на правду, искренность, формирование коллективных отношений, выбор авторитетов.
       Мы объединяем их в общем деле церковном, ради Бога, Церкви и людей совершаемом, где становятся нужными все их дарования, знания, умения, где необходимы все их лучшие качества.

       II. Принцип единства обучения и воспитания.
       Много интересного узнавая и делая в воскресной школе, ребенок часто совершает свои поступки в подражание взрослым, старшим, сверстникам, с которыми он проводит большую часть своей жизни.
       Оказывается недостаточно просто рассказать о жизни в Церкви, но совершенно необходимо создать для ребенка такие условия, в которых он мог бы там реально жить.
      В нашей школе мы используем 3 формы обучения:
  •   Аудиторную
  •   Промежуточную
  •   Внеаудиторную
           В классе за партой можно давать знания, можно также воспитывать в подопечных добродетели почитания, уважения, прилежания в послушании и слышании.
           Большая же часть человеческих поступков в аудитории не происходит.
           В промежуточной форме обучения действия педагога направлены прежде всего на то, чтобы в аудитории создать такие условия, при которых возможно совершение поступков заботы друг о друге и о старшем, ответственного отношения за порученное дело, ответственности за других, самостоятельного выбора решения, в целом - таких условий, которые при содействии Божием вызывали бы к жизни самые лучшие качества ребят.        Внеаудиторная форма - самая результативная. Это жизнь ребят на каникулах в загородном доме, где средствами воцерковления являются богослужение, церковный уклад и труд, организованный досуг, через которые дети, в меру возможного для себя, обретают характер жизни именно церковный.

           III. Принцип индивидуального подхода.
           Дети приходят в ЦПШ и учатся в ней по разным причинам, из которых можно выделить 4 основных:
    1) Одним детям просто интересно в школе;
    2) Другим в школе хорошо, тепло;
    3) У третьих есть желание становиться лучше, они уже имеют такой опыт, обнаружив в себе свет и тень, добро и зло, грех и добродетель. Они ждут от взрослых помощи и благодарны, если в ЦПШ им помогают стать лучше. (Со страниц школьной газеты Глаголь добро: Я вам благодарен за наши уроки, за то, что учите нас быть мужественными. Ивану Сергеевичу спасибо за то, что он учит нас, как помогать ближнему и хорошо себя вести, и у него это получается).
    4) И, наконец, среди учащихся есть такие дети, которые благодарны за то, что в ЦПШ можно услышать слово о Боге, Церкви, за то, что здесь любят Бога и любят Его Церковь. Поэтому мы стараемся создать в школе такие условия, чтобы лучшему, что есть в каждом ребенке, дать возможность раскрыться. У нас есть основные учебные группы. Предметы: Закон Божий, Азбука христианина (-ки), Уроки благочестия.
           Есть группы дополнительного образования, в которых можно заниматься, если есть способности и желание. Предметы: каллиграфия, рисование, основы медицинских знаний, мастерские.
           Есть и Детское Богослужебное отделение с факультетами чтецов и певчих, поступить на которое можно только выдержав экзамен.

           IV. Принцип целостного развития ребенка.
           Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело духовное ...Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. - говорит Апостол (1Кор. 15. 44,46).
           Учитывая этот принцип, мы используем в обучении, в основном, промежуточную форму, т. к. именно эта форма вызывает к жизни основные христианские нравственные добродетели души: чуткость, уважение, внимание, корректность, вежливость, заботу, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение, постоянство, творческую силу разума.
           Приобретенные добродетели - это добродетели, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, являющегося результатом полученного образования и воспитания.
           Христианские нравственные добродетели - единственно приемлемые одежды души, в которые ей надлежит облечься на земле и в которых она предстанет пред Богом в вечности. (Арх. Платон. Православное нравственное богословие, М,, 1994).
           Для совершения добродетельного поступка нужно содействие благодати Божией, взыскивать которую научаются учащиеся. Способности же детей помогают совершить поступок, исполнить дело красиво, хорошо, даже мастерски.
           Таким образом, в деле, организованном учителем, ребенок может трудиться душою, движимою духом, используя свои способности, знания и умения.

           V. Принцип цельности семьи.
           Отсутствие мира и понимания в семье болезненно переносит любой ребенок, поэтому в приходскую школу естественно придти учиться всей семьей (из отзывов учащихся: Благодаря воскресной школе наши вечера стали дружными и интересными. Мы наперебой рассказывали друг другу о том, что было в школе...)
           И раз за парту садятся взрослые, то естественно поднимается вопрос об основных принципах их обучения в церковно-приходской воскресной школе.

    Основные принципы обучения взрослых

                 I. Принцип индивидуального подхода
                 II. Принцип единства обучения и воспитания
           I Принцип обусловлен тем, что человек, приходящий в воскресную школу учиться, может находиться на том или ином этапе своей духовной церковной жизни.
           По различному характеру действия благодати Божией и различному направлению волеизъявление человека можно выделить 3 основных этапа в духовной жизни современного прихожанина:
                 1. Подготовительный
                 2. Вступительный
                 3. Этап начальной церковной жизни
           На подготовительном этапе человек многое желает узнать о вере, Церкви, но в Церкви чувствует себя неуютно, не готов к личным трудам над собой. Поэтому на этом этапе мы предлагаем учащимся курс Азы Православия, в котором ставятся задачи:
  • Раскрыть красоту православного мировоззрения
  • Дать начала христианского вероучения в объеме Закона Божьего прот.
        Серафима Слободского
  • Познакомить с содержанием Евангелия
           На втором этапе человек обычно с большим желанием начинает участвовать в приходской, церковной жизни, осознает необходимость трудов над собой, изменения своей жизни.
           На третьем этапе - начинает желать нравственного и духовного совершенствования и с верою, с надеждою прибегает к церковным таинствам и молитве. На этих этапах мы предлагаем Курс христианской нравственности, в котором они знакомятся с основами христианской антропологии, научаются работе со святоотеческой литературой, используя оную как руководство в постепенном целенаправленном труде над своим нравом.
           Эти занятия являются предуготовительными для третьего курса - Новый Завет, в котором ставится цель - открыть у христианина нужду в обращении к Евангелию как руководству в жизни, помочь услышать евангельские заповеди как конкретное мерило своих действий, мыслей, сердечных расположений.        Учащиеся в совместной работе научаются выявлять в евангельском тексте историко-познавательные, духовно-нравственные и духовные истины.
           Кроме того, для прихожан занимающих в Приходских структурах должности, предполагающие богословскую компетенцию, богоугодную организацию интенсивной духовной жизни, духовный опыт, создана Школа церковного служения, где обучение ведется по индивидуальному плану сопровождения. Количество изучаемых предметов может доходить до 10 в год, в зависимости от благословения личного духовника и рекомендаций преподавателей.

           II Принцип единства обучения и воспитания обусловлен тем, что добродетели нельзя научиться из одних слов, но надобно исполнять ее на деле. (Преп. авва Дорофей)
    А чтобы научиться исполнять, нужна церковная среда и сопровождение, чтобы в добродетели преуспевать постепенно и получать пользу.
           Поэтому мы пришли к выводу, что в приходе должны быть созданы условия для христианского возрастания прихожан, и знания получаемые в ЦПШ могли быть применимы на деле.
           В нашем приходе, который является больничным, создано:
  • Сестричество сестер милосердия, несущих послушание в больницах, детском доме; осуществляющее медицинский патронаж, диаконическое служение.
  • В ЦПШ такие условия созданы в методически выстроенном укладном проведении школьных трапез, праздников, дежурств.
  • Функционирует церковное поселение в деревне (церковный школьный дом, где организованы огородное хозяйство, ремонтно-строительные работы, общинное устроение жизни).
  • Организуется богадельня.

           Указанные 5 основных принципов обучения детей и 2 основных принципа обучения взрослых прихожан легли в основу устроения учебно-воспитательного процесса в ЦПШ им. свят. Иннокентия митр. Московского. Занятия проводятся в воскресные дни


  •       be number one
       ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU    Православный каталог "РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ"    ЗДОРОВЬЕ.RU